Четвертое. СДЕЛАЙТЕ ПУБЛИКУ СВОИМ ПАРТНЕРОМ ПО ВЫСТУПЛЕНИЮ

Вам никогда не приходило в голову, что очень легко заставить аудиторию ловить каждое ваше слово, стоит лишь проявить немного актерского искусства? В тот момент, когда вы выбираете кого-нибудь из публики для демонстрации какой-либо идеи или иной помощи, вы будете вознаграждены настоящим всплеском интереса слушателей. Осознавая себя как аудиторию, как единое целое, члены этого целого с особым интересом относятся к тому, когда один из них вовлечен оратором в действие. Если между человеком на трибуне и залом стоит стена, как говорят некоторые ораторы, то привлечение в качестве помощника одного из слушателей поможет вам эту стену разбить. Я помню одного оратора, который говорил о длине тормозного пути. Он попросил одного из слушателей в первом ряду подняться и помочь ему продемонстрировать, как меняется тормозной путь в зависимости от скорости машины. Слушатель взял один конец рулетки, отмерил сорок пять футов по проходу и остановился по сигналу оратора. Я наблюдал за этим процессом и не мог не отметить, что аудитория сразу же стала относиться к происходящему с большим интересом. Кроме этого, я отметил, что демонстрация с рулеткой явилась также графической иллюстрацией слов оратора. Это способствовало установлению более прочной связи между выступающим и слушателями. Без некоторого актерства со стороны оратора публика могла бы заскучать, начать думать о предстоящем обеде или о вечерней телепрограмме.

Одним из моих любимых способов вовлечения публики в выступление являются простые вопросы и ответы. Я люблю поднимать слушателей, заставлять их повторять мои предложения, отвечать на мои вопросы, поднимая руку. Перси Г. Уайтинг, в книге «Как включать юмор в выступления и статьи» дает несколько ценных советов по вопросу вовлечения публики. Он предлагает заставить слушателей за что-либо голосовать или попросить их помочь вам решить какую-либо проблему. «Вы должны привести свой разум в нужное состояние, — пишет мистер Уайтинг, — в такое состояние, при котором вы понимали бы, что речь — это не декламация, а нечто такое, что должно вызвать у слушателей определенную реакцию. Для этого сделайте слушателей самих участниками выступления». Если вы будете активно вовлекать слушателей в процесс речи, то сумеете сделать их своими партнерами!