Что важнее: настоящее или будущее?

Ответ достаточно очевиден, но вопрос, тем не менее, возникает довольно часто даже у первых лиц фирмы. Если заниматься преимущественно будущим, то до него можно и не дожить, так как нечем будет платить по сегодняшним счетам. Только прочные позиции фирмы в настоящий момент могут служить тем фундаментом, который позволит возвести прочное здание будущего.

Мы уже рассмотрели два случая, когда фирмы целенаправленно работали на будущее в ущерб настоящему: случай с глобальной компьютеризацией в главе 27 и случай с производственной фирмой, уделявшей повышенное внимание новой продукции в ущерб уже освоенной, приведенный в главе 17. Какие потери понесли фирмы — известно.

Прочное настоящее опять же заключено в управлении финансами и в прибыли. Деньги сегодня и в достаточном количестве — главная цель предпринимателя. Это подтверждается и схемой на рис. 41.1. Если рассматривать формально, то на будущее ориентированы только денежные потоки № 6 и № 7. А они значительно меньше других денежных потоков, которые обеспечивают устойчивость фирмы в настоящем.

Здесь необходимо сделать оговорку. На самом деле, создавая прочное настоящее, фирма уже работает над светлым будущим. Обратимся к рис. 7.2. На участке от точки О до точки А бизнес создает собственную инфраструктуру, которая позволяет фирме осуществлять свою деятельность. Именно на этом участке закладываются основы всех служб для осуществления всех товарных потоков (отпуск, хранение, прием, учет и закупка товаров), а также для поиска покупателей, получения заказов, выполнения бухгалтерского учета и создания общей системы управления.

Именно такая система управления и инфраструктура обеспечивают рост заказов, а также постепенный рост финансовых поступлений и тем самым обеспечивают финансовую устойчивость и независимость бизнеса в настоящий момент. Именно это и обеспечивает будущее развитие бизнеса, так как без каких-либо кардинальных изменений, по крайней мере до некоторого момента (точка С на рис. 8.1), бизнес будет успешно развиваться. Рост объемов продаж может потребовать на этом участке лишь некоторого увеличения численности персонала в рамках созданных инфраструктуры и системы управления.

Таким образом, любая текущая работа, сопровождающаяся ростом объемов продаж, уже является работой на будущее.

И тем не менее для каждого бизнеса очень важно создавать и другие заделы для будущего. Это могут быть новые товары, новые технологии, новые формы торговли, новый ассортимент, новые представительства и т. п. Такие работы требуют инвестиций, которые всегда ориентированы на достижение результатов в будущем. Поэтому каждому бизнесу, крепко вставшему на ноги сегодня, необходимо иметь, подчеркнем, записанные и принятые к исполнению планы развития на будущее. Иначе это будут не планы, а мысли. Мысли же обладают способностью меняться и у некоторых скачут галопом, не в состоянии остановиться даже на секунду. Без планов бизнес, вероятнее всего, будет развиваться по сценариям X или Y на рис. 8.1. Конкуренты уйдут вперед и не оставят шансов замешкавшемуся на старте.

Итак, отвечая на вопрос, поставленный в заголовке, мы можем твердо сказать, что важно и то и другое. На первом этапе развития бизнеса практически все силы предпринимателя должны быть направлены на создание твердых позиций в настоящем. Эта же работа и будет одновременно работой на будущее. Можно сказать, что персонал, получающий заработную плату и работающий над созданием инфраструктуры и системы управления, тем самым работает и на сегодняшний день и одновременно — на завтрашний. Фактически заработная плата в это время не только расходы бизнеса, но частично и инвестиции в него.

Когда бизнес начинает активно развиваться, он требует новых инвестиций для своего роста (например, увеличения складских запасов и оборотных средств), а также планов развития и планов инвестиций. Это важная часть деятельности предпринимателя.

Считается, что предприниматель должен отводить не менее 90% своих средств и времени на решение вопросов, связанных с получением прибыли сегодня, и не более 10% — связанных с получением прибыли завтра. Пожалуй, основного внимания требуют денежные потоки № 1 и № 2, как основополагающие для всех остальных.

Работы, не приносящие прибыли, будут всегда, но только от самого предпринимателя зависит, насколько малую часть времени они будут занимать.