Фестиваль: We are the youth! We are the future!

“You love music, you can’t miss Sonar!”, – часто говорит Мисс Киттин (Miss Kittin). Каролин права: при всём богатстве летних фестивалей барселонский «Сонар» – совершенно особая история. Именно каталонцам принадлежит идея провести первый крупный фестиваль электроники, и уже 13 лет «Сонар» – впереди всех. Здесь сияют звезды сегодняшние и загораются завтрашние. Именно по «Сонару» лучше всего отслеживать современные тенденции в музыке и предугадывать будущие. Каждый год здесь есть своя «главная тема», в этом году такая честь выпала черной музыке (много хип-хопа, фанка и «черных звезд» – битбоксер Rahzel, диско-легенды Chic и папаша техно Jeff Mills) и японцам – живой классик Рюичи Сакамото (Ryuichi Sakamoto), король «дарк прогрессив» Сатоши Томие (Satoshi Tomiie), новатор от хипхопа диджей Краш (DJ Krush) и россыпь труднопроизносимых и ничего не говорящих «гайдзинам» (так в японии называют иностранцев) имён.

 Страна: Испания

 Год рождения: 1997 г.

 Бюджет поездки: min 950?

Дневной «Сонар» проходит на территории музея современного искусства в самом центре города. Вокруг – узкие улочки и невероятной красоты дома с башенками, внутри – царство «высоколобой музыки». Три дня тут правят бал IDM, индитроника, независимый хип-хоп и прочие радости для меломанов. Тут несколько арен – можно спрятаться от жары в прохладном Sonar Complex или, наоборот, позагорать на травке в Sonar Village. Можно побродить по музею, посмотреть в кинозале фильм об истории детройтского техно или сходить на пластиночную ярмарку, чтобы покопаться в залежах винила или поболтать с владельцами лейблов. Дневной «Сонар» в первой половине дня – самое приятное на фестивале, народу еще мало, а музыка хороша как на подбор – именно тут и водятся «надежды мировой музыки».

Открытий много – каждая вторая группа впечатляет. Испанцы The Pinker Tones (троица экспрессивных молодых людей в оранжевых футболках и тёмных очках) развеселили диджейским сетом из , френч-хауса, биг-бита, регги и своих хитов. 12Twelve удивили смесью пост-рока, джаза и психоделии в духе поздних FSOL, a Normablock заявили претензию на престол Funkstorung, раскачав сонных поутру зрителей отличным IDM с хипхопомым ритмом и восточной мелодикой. Удивительно хороша австрийская девушка Gustav – поёт индитронику с активной гражданской позицией – «жалко что вы по-немецки не понимаете», говорит она, «вам придётся всё самим додумывать». Нежный вокал, струнные и фортепиано под пятидесятые и колючие угловатые электронные ритмы – ни дать, ни взять – новая Бьорк!Под вечер тут играют звезды – лейбл Statc Caravan привез свою гордость, группу Tunng. Улыбчивые хиппи в цветных одеждах поют хором, играют на гитарах, говорят про футбол, звенят «фенечками» и похрустывают электроникой. Но лучшее – на десерт. Дневную программу закрывает Кимо Похьонен (Kimo Pohjonen). Безумный финн в черной юбке скачет на стуле так, будто к нему подключили электричество, и терзает свой аккордеон, извлекая из него надрывные стоны, а Самули Косминен (Samuli Kosminen) нервно выстукивает пальцами по драм-контроллеру абразивный электронный хруст. Вот он, новый звук – будто бы Sigur Ros играют Шостаковича.

Ночной «Сонар» – многотысячный рейв со звездами в огромном ангаре на окраине – вечером туда начинают курсировать специальные автобусы, в которые набивается интернациональная толпа – больше всего испанцев и англичан, но попадаются немцы, японцы, французы и даже южноафриканцы. Барселона – центр вселенной. «Тренд» года – играть большим составом, с живыми инструментами – ноутбуком нынче никого не удивишь. Живые легенды Chic показали, что они живее всех живых, отыграв чудесный концерт сплошь из хитов, которые звучали еще в «Studio 54». От старого состава остался лишь Найл Роджерс (Nile Rodgers) и барабанщик Омар Хаким (Omar Hakim), но каждый из девяти музыкантов (а «Чик» – это почти оркестр: две певицы, духовая секция, бас, барабаны и сам Роджерс с гитарой) – супер профи.

Не менее ярко выступил Херберт (Matthew Herbert). Мэттью и его оркестр в банных халатах с полотенцами на шее играли отличный джаз, приправленный сэмплерной электроникой. Уж насколько хороша пластинка Scale, но живьем эти песни звучат еще лучше, даже несмотря на то, что партии Дани Сицилиано (Dani Siciliano) поёт сессионная певица. Самыми яркими среди диджеев оказались Diplo и A-Trak: парни крутили заводной хип-хоп, меняя пластинки каждую минуту и подмешивая к ним сэмплы из старой попсы. Мисс Киттин (уже почти символ «Сонара») тоже порадовала отличным электро, разве что была слегка не в голосе – певческие номера изобиловали фальшью.

А в шесть утра, когда танцевать уже не было сил, Дейв Кларк (Dave Clarke) поставил на вертушки пластинку Энтони Ротера (Anthony Rother), и над ареной разнеслось: «We are the youth! We are the future!». Это гимн. Точнее про «Сонар» и не скажешь.