Излагайте свой пример с уместными деталями

Детали сами по себе не интересны. Комната, заставленная мебелью и всяческим хламом, не привлекает внимания. Картина, перегруженная второстепенными деталями, не запечатлится в вашей памяти. Точно, так же излишние детали в выступлении превращают беседу или речь в скучное испытание выносливости слушателей. Секрет заключается в том, чтобы выбрать те детали, которые помогут сформулировать вашу точку зрения и сделают ваш довод весомым и значительным. Если вы хотите убедить слушателей проверять машину перед долгой поездкой, все детали вашего примера должны быть связаны с тем, что произошло с вами, когда вы этого не сделали. Если вы говорите о том, как вам понравился окружающий пейзаж или где вы остановились по приезде, вы всего лишь рассеиваете внимание слушателей и отвлекаете их от основной задачи.

Но необходимые, уместные детали, конкретные, колоритные, изложенные доступно и живо, — это лучший способ воссоздать событие во всей его полноте и увлечь им аудиторию. Просто сказать, что как-то раз с вами произошло нечто из-за вашей собственной небрежности, — скучно, неинтересно. Таким образом, вам вряд ли удастся убедить кого-нибудь быть более предусмотрительным за рулем машины. Но если вы нарисуете картину своего ужаса, то она, несомненно, отпечатается в мозгу ваших слушателей. Вот как один из участников нашего семинара описал свое путешествие. Главной его задачей было убедить слушателей в необходимости особой осторожности на зимних дорогах.

«Как-то утром незадолго до Рождества я ехал на север по Сорок первому шоссе в Индиане. Шел 1949 год. В машине сидели моя жена и двое детей. Несколько часов мы катили по зеркальному льду. Малейшее прикосновение к рулю бросало мой «Форд» из стороны в сторону. Немногочисленные водители пытались справиться со своими машинами, как и я. Время текло медленно.

Но вот мы выехали на участок дороги, где лед подтаял под лучами солнца, и я нажал на акселератор, чтобы наверстать упущенное время. Другие водители поступили точно так же. Казалось, все помчались вперед, чтобы прибыть в Чикаго первыми. Дети начали что-то распевать, ощущение опасности исчезло.

Внезапно дорога пошла вверх. Вокруг появился лес. Когда мы достигли вершины холма, я слишком поздно понял, что северный склон солнце не освещало. Шоссе покрывал толстый слой льда. Я успел только посмотреть на две отчаянно маневрировавшие машины передо мной, как мы тоже последовали их примеру. Я потерял управление, но, к счастью, мы врезались в большой сугроб. Машина, ехавшая за нами, врезалась нам в бок, и нас выбросило через ветровое стекло».

Обилие деталей в этом примере наглядно показало слушателям, что произошло бы с ними, окажись они в подобной ситуации. Ваша цель — заставить слушателей увидеть то, что видели вы, услышать то, что слышали вы, почувствовать то, что почувствовали вы. Единственный способ добиться этого — включить в рассказ детали и штрихи. Как мы уже говорили в главе 4, подготовка речи сводится к ответам на основные вопросы — кто, когда, где, что, как и почему. Вы должны стимулировать воображение слушателей, рисуя перед ними картину происходящего при помощи слов.