МОСКВА – если душа просит движения

Клубы в центре Москвы встречаются, кажется, не реже, чем банки. Но количество в качество переходить упорно не желает — хорошие места в городе по-прежнему можно пересчитать по пальцам. По выходным, однако, здесь случается по три-четыре интересных мероприятия, поэтому, чтобы получить удовольствие от клубежки, надо четко знать, куда и зачем идешь.

Хорошая клубная ночь начинается с хорошей препати. Для разгона неплохо бы спокойно потусоваться в компании друзей под интересную музыку в каком-нибудь небольшом уютном местечке. С такими намерениями можно смело идти в «Шанти». В этом месте странным образом уживаются восточный ресторан средней степени пафосности и приятный маленький техно-клуб. Почти каждый вечер, включая будние дни, здесь играет minimal techno, electro house и экспериментальная электроника. В «Шанти» бесплатный вход, но чудесным образом тут почти никогда не бывает толчеи. Во главе здесь стоит уют – мягкий красный свет, дизайн с обилием буддистской атрибутики, удивительно чёткий, не слишком громкий звук. Можно пойти в бар, а можно усесться на удобные диванчики с подушками по краю небольшого танцпола – идеальное место, если хочется просто поболтать, но нет желания уходить от музыки. К тому же по выходным здесь случаются «лайвы» заезжих гостей – играли тут и Carl Finlow, и Arovane, и Jay Haze. Другая альтернатива – посидеть в «Культе». Это тёплый и уютный подвальчик на набережной реки Яузы, с приглушенным светом и массивной деревянной мебелью. Там крутят хип-хоп, даунтемпо, фанк и джаз, изредка показывают кино и поят неплохим кофейком со сладостями.

Если после препати душа просит движения (а в том же «Шанти» самое интересное, как правило, происходит до часу ночи), можно отправляться в «Город». «Город» – клуб большой и не слишком дружелюбный (хамоватая охрана и давка на входе, ничем не примечательное оформление и не всегда хорошая вентиляция), но если хочется танцев до утра, вам – сюда. В «Городе» два танцпола – на маленьком почти всегда постукивает минимал, а самое интересное происходит на большом, двухэтажном – музыка здесь достаточно широкого формата (можно услышать и breaks, и drum&bass), но чаще всего агрессивными раскатами звука танцпол сотрясает techno. Живые выступления здесь редкость (исключения, впрочем, почти всегда приятны, будь то Hardfloor, Mathew Jonson или Nitzer Ebb), а вот многочасовые диджейские марафоны – дело обычное. Именно здесь играли Laurent Garnier, Richie Hawtin и LTJ Bukem. Сюда ходят настоящие клабберы – не «себя показать и других посмотреть», а по-настоящему оторваться и подвигать телом под мощные ритмы.

Чуть более респектабельная альтернатива -клуб «Икра». Заведение это открылось относительно недавно и не без оснований претендует на статус «самого модного московского клуба». Первое, на что обращаешь внимание, попав сюда – аляповатый барочный дизайн: красные обои, отделка мехом и пластмассовые светильники-факелы на стенах. Но весь этот купеческий антураж явно невсерьез, с фигой в кармане: «Мы знаем толк в интерьерах, но раз здешняя публика любит чудаковатые излишества – что ж, пусть их и получает». В остальном «Икра» – заведение милое и, что называется, толковое. Основной зал одинаково хорошо адаптирован и под танцы, и под живые концерты – высокая сцена, танцпол человек на 500 и мощный звук. Нависающий над головой VIP-балкон создаёт лёгкое ощущение клаустрофобии, но иногда и в этом есть свой кайф. На этаж ниже – уютный зальчик с баром, танцполом человек на 50 и плазменными панелями по стенам, а чуть сбоку – камерный «чилл» со свечами. Музыкальная политика в «Икре» крайне эклектична – от группы «Мегаполис» до индастриала, но электроника «с переднего края» здесь фирменное блюдо. На большой площадке играли Dani Siciliano, Prefuse73 и Coldcut, а по пятницам здесь шуршит русский minimal; в маленьком зале частенько устраивают вечеринки подвижники IDM и независимого хип-хопа, а в чилле каждую субботу проходят очаровательные посиделки с трип-хопом и индитроникой от Рихтер-FM. Публика в «Икре» самая разная – постоянных посетителей почти нет, всё зависит от мероприятия. Тут можно встретить и сорокалетних персонажей в костюмах, и студентов, отдавших последние деньги за «лайв» любимого артиста.

Если от «гламурного отдыха» вас уже подташнивает (а если тусуешься в московских клубах хотя бы месяц, эта реакция практически неизбежна), определенно стоит посетить Blow-Up. Этот маленький клуб похож на берлинские сквоты – он расположен на территории заброшенной фабрики, целиком переоборудованной в центр современного искусства. За покосившейся железной дверью – черно-белый интерьер в стиле фильма Антониони, давшего клубу название, старые фотографии и антикварная фотоутварь. Blow-Up – форпост московской indie-культуры. Обстановка здесь чем-то напоминает Англию конца шестидесятых – в «Блоу-Апе» подчеркнуто проповедуется демократизм, а грань между зрителями, музыкантами и промоутерами почти стёрта. Звучит здесь пост-рок, психофолк, инди и прочие гитарные эксперименты, а обитает в этом клубе преимущественно молодежь – начинающие музыканты, фотографы, студенты журфака, в общем – юная поросль творческих интеллектуалов.

Если же на часах минуло четыре, а то и пять утра, а движухи по-прежнему хочется (что, опять-таки, совершенно типично для Москвы – особо ретивые клабберы ухитряются посетить за ночь 4-5 вечеринок), надо двигаться в «Микс», в этом месте угар продолжается часов до девяти. Здесь играет tech-house, minimal и иногда electro, а обитают здесь настоящие техно-фрики – как правило, милые и дружелюбные, но совершенно безумные. Под утро «Микс» напоминает секту, устроившую магический танцевальный ритуал под предводительством диджея-жреца. Этот клуб лучше всего характеризует старый анекдот: «А что у вас будет на Хэллоуин? – задают вопрос арт-директору “Микса”. – А ничего, – отвечает он, – у нас каждый день Хэллоуин!».