Можно ли быстро разбогатеть в малом бизнесе?

Вопрос далеко не праздный и задают его себе многие. Потому что многим хочется стать богатыми и как можно скорее.

Обратимся к главе 1. Если человек получает основной доход в виде заработной платы, то за очень редкими исключениями он никогда не станет богатым или даже состоятельным.

В этом смысле успешный собственный малый бизнес — это быстрый путь к благосостоянию. Вероятно не позднее, чем через 3-4 года владелец успешного малого бизнеса будет иметь гораздо больший доход по сравнению с тем, что он имел бы, работая на других.

Этому есть и свое объяснение. Даже если он назначил себе умеренную заработную плату, его доход все равно будет больше.

С одной стороны, бизнес образует прибыль (мы говорим об успешном бизнесе!), которая целиком и полностью принадлежит предпринимателю, и он может в разумных пределах ее использовать.

С другой стороны, бизнес покрывает расходы, с ним связанные. Например, аренду офиса (в качестве которого может использоваться квартира или дом предпринимателя), содержание автомобиля (в качестве которого может использоваться личный автомобиль предпринимателя или, наоборот, предприниматель может воспользоваться автомобилем, принадлежащем бизнесу), оплату телефонных разговоров (используется личный телефон) и другое, в соответствии с действующим законодательством. Фактически это — дополнительные источники для предпринимателя.

Нужно не забывать, что человек работает на себя гораздо эффективнее, чем на других. Это — важная часть собственного бизнеса. Если человек открыл собственное дело не ради «надутых щек» или времяпровождения, то он работает в день, неделю или месяц значительно больше времени, чем за зарплату по найму. Так, например, в США четверть людей, организующих свою фирму, работают по 70 часов в неделю и даже больше, а 50-часовая рабочая неделя для большинства предпринимателей — норма. Предприниматель гораздо эффективнее использует свое рабочее время и едва ли будет читать газету или рассказывать анекдоты, чтобы убить время. Во всяком случае, многие используют все возможности, чтобы больше заработать.

Наконец, мы уже говорили о том, что успешный бизнес достаточно интенсивно увеличивает свою стоимость, причем рост стоимости может значительно превышать получаемый предпринимателем доход.

Оборотная сторона медали? Конечно же, она есть. Малый бизнес — это непрекращающаяся борьба за выживание и очень часто изнури- тельный труд. Только тот, кто никогда не занимался малым бизнесом, может сказать, что деньги там сыплются с неба.

И все-таки малый бизнес нельзя рассматривать как способ быстрого обогащения. Мы вообще будем осторожно обращаться со словом «богатство». Существуют разные определения этого понятия, и малый бизнес — это не способ достижения богатства. Но он, безусловно — достаточно быстрый способ достижения финансовой стабильности. В этой книге мы будем говорить именно об этом.

В малом бизнесе так же, как и в любом бизнесе сначала нужно вложить, чтобы потом что-то получить.

Для того чтобы бизнес был успешным, предприниматель должен инвестировать время в себя и свой бизнес. Мы повторяемся, и будем делать это еще не раз. Участок 1 на рис. 7.1 — совершенно необходимая часть успешного малого бизнеса. Этот период неодинаков для разных людей и иногда может продолжаться годы, которые затем окупятся с лихвой.

Участок 2 на том же рисунке — инвестирование времени и денег в свой бизнес. На этом участке сильно не разбогатеешь.

На участке 3 извлекать прибыль из бизнеса очень неразумно, если он способен развиваться высокими темпами. Это обязательно снизит темпы роста и отодвинет тот момент, когда бизнес будет стабильно генерировать прибыль.

Так что с быстрым обогащением придется повременить. Но доход предпринимателя будет все время расти, если бизнес успешно развивается.

Только когда бизнес перевалит точку В на рис. 7.1, предприниматель сможет стабильно извлекать прибыль из бизнеса и использовать ее, как ему заблагорассудится.

Вне всякого сомнения, предпринимателю нужно руководствоваться здравым смыслом. Бизнес, в конце концов, создается для того, чтобы обеспечить благополучие себе и своей семье. По крайней мере неразумно иметь преуспевающий бизнес и жить в непрекращающейся нужде, отказывая себе во всем. Но рост благосостояния должен быть сбалансирован с возможностями развития бизнеса.

Для малого бизнеса очень важно как можно быстрее достигнуть стабильного положения, т. е. крепко встать на ноги. Ведь у него, особенно в начале пути, нет резервов, которые помогли бы переждать в тихой гавани неизбежные бури и штормы. Такие резервы ему только еще предстоит создать. Поэтому для предпринимателя очень важно создать такую стратегию развития бизнеса и осуществить такое руководство бизнесом, чтобы он развивался по возможности интенсивно.

А существуют ли способы, которые позволили бы быстрее заработать деньги, чем это позволяет сделать естественное развитие бизнеса?

В общем, да, существуют, хотя вопрос содержит в себе неопределенность. У нас принято оценивать капитал или богатство, как и заработную плату, в долларах. Так вот, если считать в долларах, то для одного и 100 тыс. покажутся несметным сокровищем, а для другого и миллион совсем ничто.

Все мы знаем хорошо известные примеры — Билл Гейтс, Джордж Сорос, наши олигархи и рядовые чиновники, построившие особняки по $1 млн. Все это есть, но все это не малый бизнес.

Кроме того, мы знаем, что многое в России продается по ценам ниже мировых. Это и электроэнергия, и товары народного потребления, и продукты питания, и услуги, и многое, многое другое. У нас гораздо ниже заработная плата и коммунальные услуги. У нас намного ниже, чем на Западе объемы продаж аналогичных фирм, у нас меньше выручка с 1 кв. метра торговой площади магазинов, у нас соответственно ниже налогооблагаемая база, меньше поступления в казну и т. д. и т. п. У нас намного выше процентные ставки по кредитам и депозитам.

В этих условиях близкий по структуре и количеству персонала бизнес будет иметь гораздо меньшую прибыль, чем на Западе, и стоить он будет тоже значительно дешевле.

Поэтому я полагаю, что в малом бизнесе у среднестатистического американского предпринимателя больше возможностей достичь определенного уровня богатства, выраженного в долларах, чем у российского.

Хотя сказать, кто из них будет богаче, имея одинаковый долларовый капитал, я затрудняюсь. Вероятно, наш российский предприниматель будет богаче, особенно, если он живет не в Москве — одном из самых дорогих городов мира.

Если же говорить о скорости создания богатства, то давайте вернемся к нашим группам в главе 1. Мы с вами обсуждали возможности роста в группе С, т. е. в той группе, где находятся частные предприниматели и учредители малого бизнеса, которые создают себе финансовое благополучие своим трудом. А это всегда не быстрый путь. Конечно, он может оказаться гораздо более быстрым, чем у подавляющего большинства людей, работающих по найму за зарплату (группа Р).

И тем не менее кое-какие возможности имеются. Это уже не будет в чистом виде группа С, потому что здесь уже появляются элементы инвестирования. Но это инвестирование будет касаться малого бизнеса.

Обратимся к рис. 7.2. На этом рисунке есть три характерных участка: от точки 0 до точки А, от точки А до точки В и последний участок вправо от точки В.

Эти участки отличаются разным характером роста объема продаж: на первом участке это медленный рост, на втором участке — интенсивный, а на третьем участке рост опять замедляется. Разный характер роста бизнеса сопровождается и разными темпами увеличения стоимости бизнеса. Мы уже говорили о том, что несмотря на пренебрежительное отношение предпринимателей к ценности своего бизнеса, если он прибылен, то он стоит денег.

Чтобы избежать изнурительного труда по созданию своего бизнеса, нужно постараться избежать и самого трудного периода становления бизнеса. То есть нужно избежать работы на участке от точки О до точки

А. Для этого могут понадобиться деньги, хотя и не всегда. Можно постараться купить бизнес, когда он находится в точке А. Но можно постараться войти в долю в этот же самый момент, не внося никаких денег, если ваше участие в бизнесе даст ему очень мощный импульс. Обе ситуации вполне возможны, поскольку не так уж и редко основатель бизнеса подходит к точке А совсем измотанный и понимает, что в одиночку ему бизнес не вытянуть.

В точке А бизнес всегда недооценен. Поэтому покупатель или новый соучредитель за короткий период роста сможет значительно увеличить свой капитал.

На Западе такая схема весьма распространена. Предприниматели создают бизнес, а когда он встанет на ноги, его съедает крупная рыба. И все довольны, если всех устроила цена. Вспомним, что не каждый бизнес можно продать. Например, если он основывается на личных или профессиональных качествах предпринимателя, то с уходом последнего бизнес почти наверняка погибнет.

Конечно, покупая бизнес, нужно знать о нем многое. И помнить слова Богатого Папы о том, что, когда ты радостно потираешь руки после выгодной покупки бизнеса, всегда есть человек, который знает о бизнесе больше, чем ты и тоже радостно потирает руки, но уже от продажи. Этот человек — продавец бизнеса.

У нас принято оценивать бизнес по образующейся прибыли. Таким образом, едва ли можно сделать очень ценное приобретение. На самом деле инвестор всегда покупает будущую прибыль и именно в ней кроется вся выгода от приобретения.

В конечном счете, цена зависит только от договаривающихся сторон. Как они договорятся, так и будет.

Если предприниматель относится к своему бизнесу не как к «делу своей жизни», а как к шагу в направлении богатства, то продажа и покупка бизнеса становятся естественным поведением людей, поставивших перед собою вполне конкретные цели по достижению богатства.

Если же это «дело жизни», то на первый план выходят эмоции, с которыми богатству не по пути. Ничего плохого в такой позиции нет. Создать свое «дело жизни», которое сделает человека в какой-то степени независимым и финансово обеспеченным — очень достойная цель. Но уж если мы говорим о малом бизнесе, то эта цель не приведет к богатству, пока бизнес не выйдет за границы малого.

Хотя и не будем забывать, что многие предприниматели в малом бизнесе получают большие доходы, чем многие руководители в крупном бизнесе.

В конце концов, каждый сам устанавливает для себя уровень богатства и пути его достижения.