Встречаем по уму: что такое интеллектуальная мода

Нет, это вовсе не про деловые костюмы, вернее, не только и не столько про них. Это и не про униформу отличниц, одежду IT-вундеркиндов или там дресс-код в научной среде. Нет-нет, все это — мимо.

Это история о том, что продает не секс, а мозг. Что это значит, в чем выражается и из чего состоит интеллектуальная мода — в нашем материале.

Довольно долго интеллектуальная мода хоть и пользовалась вниманием, все же оставалась скорее авангардом, чем мейнстримом, — до недавнего времени.

Теперь же я то и дело натыкаюсь на материалы, которые продвигают ее в массы — а те и сами уже вовсю ее осваивают. Не верите? Смотрите, какой заголовок мне как-то подкинул американский Vogue.

«Сегодня больше чем когда-либо нам следует одеваться как взрослые женщины, а не как сексуальные малышки».

Или вот, цитата из текста про Синтию Никсон (вы в курсе, что она баллотировалась в мэры Нью-Йорка?):

«Сегодня, двадцать лет спустя после выхода «Секса в большом городе» на экраны, то, что казалось недостатком героини Миранды Хоббс, стало, наоборот, ее главным козырем. В эпоху феминизма третьей волны, #MeToo и Time’s Up именно Миранда, негламурная и прямолинейная, кажется наиболее современной, честной и достойной уважения.

Похожая на нее героиня абсолютно органично смотрелась бы в сериале 2018 года.

Тогда как персонажи вроде Кэрри, Шарлотт и даже Саманты выглядели бы несколько устаревшими».

Суть уже просматривается, не так ли? Современная героиня добивается своего при помощи ума, целеустремленности, находчивости и трудолюбия, а вовсе не посредством в нужный момент показанной коленки или кокетливой улыбки.

И свои убеждения она транслирует в том числе через свой образ и выбор вещей: ничего откровенного, ничего кричащего, ничего супероблегающего.

При этом сказать, что это просто бой-баба, которая не интересуется модой, никак нельзя.

Немного экскурса в прошлое. Родоначальниками smart fashion были японские и бельгийские дизайнеры, работавшие в авангардном ключе:

Своей одеждой для «умных» прославилась и немка Джил Сандер.

Это они во многом ввели в обиход ключевые детали, на которых интеллектуальная мода держится и по сей день:

сложносочиненный крой, деконструкция, объем и гиперобъем, нейтральная цветовая гамма, асексуальность и андрогинность, многослойность, сложные сочетания тканей и принтов.

За первопроходцами уже позже подтянулись бренды со всего света. Не случайно этот материал начинается фотографией с показа Celine — марки, которая была воплощением моды для женщин с интеллектом.

Почему была?

Буквально в этом году бренд пал жертвой кадровых перестановок, и новый дизайнер предлагает ультрасексапильные платья для дам, которые большую часть времени проводят на вечеринках или по пути на них (на фото ниже видна разница в эстетике. Но это — исключение, а правило о другом.

Отметим, что «интеллектуалка» — вовсе не обязательно ученый или политик. Она может быть социальным активистом, владелицей собственного бренда, художником, галеристкой, писателем, профессором университета, даже редактором глянца. Тут нет понятие «серьезное» и «несерьезное» занятие.

То, что поклонница интеллектуальной моды делает ставку на «мозг», вовсе не значит, что ей чуждо самовыражение и она предпочитает скучные вещи. О нет!

Во-первых, она всегда заинтересуется вещью с необычным кроем. Асимметричным, деконструктивистским, объемным — все равно.

Кстати: крой почти никогда не подчеркивает фигуру.

Жакеты и плащи — как с мужского плеча, платья — прямые, свободные и чаще за колено, брюки — широкие и порой мешковатые.

Во-вторых, ее наверняка привлечет затейливое сочетание тканей и принтов, возможно, даже в сочетании с предыдущим пунктом.

То, что интеллект отрицает сексуальную объективацию, не значит, что женщина, одевающаяся в описываемом нами стиле, наглухо закрывает тело и по максимуму скрывает очертания фигуры.

Нет, есть и разрезы, и декольте, но они не носят подчеркнуто «зазывного» характера.

Не чуждо интеллектуальной моде и чувство юмора: смотрите, как обыграна мода на «белье наружу».

Я уже писала вначале, что костюмы здесь играют не ключевую роль — и все же без них никак. Это не облегающий смокинг, не ультраженственная модель с юбкой и рюшечками, которую любят некоторые отечественные чиновницы.

Здесь скорее правят балом оверсайз и мешковатость, прямой крой, акцент на плечи. Словом, подход более «мужской».

Обратите внимание: в таких образах почти нет каблуков, а если и есть — это опять же история не про обольстительную кошечку.

Она про леди, которая твердо стоит на ногах.

Интеллектуалка скорее предпочтет спортивную обувь или ретро-туфли, чем шпильки до ушей или скромные балетки и сандалии.

Интеллектуальная мода зачастую тесно связана и с понятием ответственного потребления и sustainable-брендами (марки, которые делают новую одежду из уже существующих вещей — так поступал, к примеру, Мартин Маржьела).

Не так давно несколько брендов (в частности, H&M, Stella McCartney, Burberry и компания Inditex, владеющая нашими любимыми Zara, Bershka и пр.) подписали соглашение о повторном использовании пластика, который загрязняет морские воды, и в целом о снижении потребления этого материала.

Некоторые бренды (тот же H&M, A.P.C.) производят одежду из старых вещей, которые покупатели приносят в пункты сбора в магазинах. Это лишь несколько примеров –— и им «интеллектуалки» как раз и следуют.

В 80-е девушки носили Power suits с огромными плечами, пытаясь отвоевать место под солнцем и доказать, что они чего-то стоят. Те, кто предпочитает интеллектуальную моду, транслируют другое: им уже не надо ничего доказывать.

Не надо делать акцент на плечи, чтоб выглядеть серьезнее, или влезать в платье-футляр, чтобы продемонстрировать достижения в спорт-зале.

Словом, доказывать они уже ничего не хотят, а хотят жить и наслаждаться тем, чего они добились. А главное — не обращать внимание на «женщина должна». Все — только по любви. И по уму.