Босфор, Водная граница материков

Историческая геология утверждает, что пропив Босфор образовался в результате так называемого «Черноморского потопа-, когда тысячи лет назад мощный водный поток пробил себе дорогу из одного моря в другое. “Черноморский потоп» мог послужить основой легенды о Всемирном потопе, которая присутствует в фольклоре всех народов, населяющих или насепявших этот регион. Босфор аослет поэтами и занесем в летописи войн, но всегда служил важнейшим звеном морских путей Европы.

После завоевания Стамбула падишахи построили здесь много укреплений, и не только. Поначалу строительство велось в центральных районах города, но с появлением в XIX в. пароходов роскошные летние резиденции начали стфиться на более удаленных от моря участках босфорского побережья. В конце XVII в. на побережье Азовского и Черного морей закрепилась Российская   империя, и тогда же возникла проблема Босфора и Дарданелл, получившая в истории название «Вопрос о проливах».

Во-первых, пролив Босфор очень узкий, поэтому его легко «запереть». Во-вторых, берега Босфора принадлежат одному государству Турции. В-третьих, пролив соединяет открытое Средиземное море с закрытым Черным. Во все времена Турция пользовалась своим исключительным положением на Босфоре и пропускала иностранные суда через пролив, выдавая им «фирманы» своего рода лицензии на право торговли с черноморскими странами. Босфор всегда был предметом споров России и Турции, став причиной нескольких русско-турецких войн. Россия сумела заставить Турцию подписать Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 г., по которому русские суда могли беспрепятственно ходить по проливу.

После окончания Первой мировой войны, согласно Севрскому мирному договору 1920 г., Босфор был обьявлен демилитаризованной зоной под контролем Лиги Наций. В настоящее время действует договор о режиме турецких проливов, подписанный в 1936 г., согласно которому Босфор является международной судоходной зоной. Сегодня с точки зрения современного международного права Босфор является «открытым морем»: торговые суда всех стран обладают свободой прохода через пролив как в мирное, так и в военное время. Но Турция сохранила за собой право ограничивать передвижение по проливу судов нечерноморских стран, в частности своего давнего врага — Греции, и ввела режим предварительного уведомления о проходе военных кораблей.

Босфору считается самым узким из всех естественных межконтинентальных проливов. Извилистый фарватер вынуждает турецкие власти постоянно поддерживать работу сложной системы маяков на входе и выходе из пролива, а также на всех опасных участках. На обеих сторонах пролива расположен крупнейший турецкий город Стамбул.

БОСФОР ВДОЛЬ И ПОПЕРЕК

Только через Босфор могут сообщаться Россия, Украина и Закавказье со стороны Черного моря со Средиземным и далее      с Мировым океаном.

Значительная часть перевозок через пролив приходится на нефть из России и Каспийского региона, доставляемую в Западную Европу и США танкерами, загружающимися на терминалах российского порта Новороссийск.

Проход пролива Босфор связан со значительными трудностями. Фарватер, которым идут суда, весьма извилист, имеет S-образную конфигурацию, повторяет не менее извилистую линию побережья. Благодаря исключительно слаженной работе береговых служб на маяках и в диспетчерских современная история пролива не знает крупных катастроф. Начиная с 1960 г здесь произошло всего два десятка инцидентов без значительных человеческих жертв и ущерба для экологии.

Флора и фауна Босфора ничем не отличаются от средиземноморской, и главный промысловый вид рыбы здесь — скумбрия. Идея моста через Босфор родилась еще  в  античные времена. Но лишь во второй половине XX в., после долгих и острых дискуссий, были построены два моста, соединившие берега пролива.

Босфорский мост — первый висячий мост через пролив — общей длиной 1510 м был открыт для проезда в 1973 г Он носит имя Ататюрка, но местные жители чаще называют его Богазики (по-турецки — «пролив»). Он соединяет европейскую и азиатскую части Стамбула. Высота над водой — 64 м. Ежедневно через мост перевозят более полумиллиона человек. Проезд по мосту платный, для пешеходов он закрыт В первые четыре года по нему ходили люди, но впоследствии это запретили, потому что мостом регулярно пытались воспользоваться те, кто решил свести счеты с жизнью. Пешеходам предложено пользоваться паромами, которые ходят между берегами Босфора еще со времен персидского царя Дария I (V-IV вв. до н. э.).

Мост султана Мехмеда Фатиха имеет ту же общую длину, что и его старший брат, и его строительство было завершено в 1988 г На него также не пускают пешеходов. Мосты отстоят друг от друга на 5 км. Для удобства передвижения по проливу здесь поставлено несколько башен контроля морского трафика, или попросту маяков. Все они не похожи друг на друга. Первая башня-маяк была установлена византийским императором Алексеем I Комниным в 1110 г Девичья башня, или башня Леандра, — один из символов Стамбула, многократно реставрированный.

На европейском побережье Босфора находится один из самых старых и престижных районов Стамбула Бешикташ. Здесь же расположен один из стамбульских портов, откуда отходят паромы на азиатский берег Босфора. Самая впечатляющая площадь Стамбула площадь Барбаросса — также находится в районе Бешикташ, и здесь же расположен музей Навал и мавзолей императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы, погибшего, по одной из версий, при переправе через Босфор во время Третьего крестового похода в 1190 г

Если день солнечный, местное население купается в Босфоре, заходя в воду с набережной Кеннеди, в районе Султанахмет, даже несмотря на береговые укрепления в виде беспорядочно набросанных валунов, постоянно проходящие мимо суда и, мягко говоря, не совсем чистую воду. Такую бесшабашность, вероятно, можно объяснить тем фактом, что за последнее время население города заметно изменилось и по численности, и по составу: стало больше выходцев из дальних сельских провинций. И коренные стамбульцы сюда уже не ходят

Наибольшее количество достопримечательностей на Босфоре сосредоточено в районе Султанахмет. Это самые известные исторические памятники Стамбула: Айя-София (Софийский собор), Голубая мечеть (мечеть Ахмедие, в честь султана Ахмеда), Ипподром, дворец Топкапы, Цистерна Базилика, Археологический музей Стамбула и мечеть Сулеймание. В 1985 г этот район был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.