Сначала посмотрим, из каких элементов состоит проблема. Нагляднее всего это можно объяснить на каком-либо примере. Вам необходимо, к примеру, организовать выставку, посвященную юбилею фирмы.

Где можно найти отправные точки для эффективного проведения подобного мероприятия?

Сначала определим «элементы:

Похоже скорее на сумбур, чем на систему! Да. Ну и что из этого? Данный метод не требует жесткой систематики. Вы можете привлечь к участию и других и работать группой.

Выберем из приведенного выше примера такие элементы, которые звучат проблематично, и выделим их составные части.

Элемент «поощрение», например, возник по тем соображениям, что люди, отправляющиеся на какое-либо мероприятие и отказывающиеся по этой причине от телевизора, кино, дискотек или просто от домашнего уюта, рассчитывают на ту или иную форму поощрения. Что нужно сделать для того, чтобы не обмануть их ожидания? Можно подумать о различных угощениях, сувенирах, цветах, календарях, базарах, лотереях, автографах и пр. Ничего, что понятия иногда пересекаются. Так, например, слово «сувениры» может встретиться и в строке «реклама».

Элемент «симпатия» был признан важным, так как является существенным условием для успеха выставки, следовательно, для прибыли фирмы, которую она получит за счет того, что вызовет у посетителей чувство симпатии. Составными частями «симпатии» в этом случае являются: цветы, плакаты, конферансье, приветствия, хорошее настроение, на время забытые заботы…

Все, что возникает в «проблемном поле», реализовать, естественно, нельзя. Не исключены и противоречия. Отметьте цветным карандашом те квадраты, которые содержат точные и перспективные «ключевые слова», и зачеркните те, что в расчет приниматься не будут.

Организаторы выставки проработают все ее элементы и найдут оптимальный вариант. Разработанное однажды «проблемное поле» можно использовать для подготовки последующих выставок.

Таким же образом можно набросать и доклад.

Подробного инструктажа теперь не нужно. Однако несколько полезных советов помогут сэкономить время. К «элементам» доклада относятся: слушатели, зал, время, визуальные средства, техника, законы, будущее поощрение, реклама, другие мероприятия, конкуренция, предыдущий докладчик, прочие выступающие, программа и т. д.

Кто думает обо всех этих элементах при составлении доклада? Но как вы будете выглядеть, например, если весь зал будет в воздушных тарах, так как накануне там проводился карнавал? Как вы будете возмущаться, если в то же время по телевизору будут передавать матч на кубок европейских чемпионов? А если в соседнем помещении председатель кегельного клуба отмечает свое 75-летие? Но ведь и тема доклада состоит из элементов. Это могут быть; «известное»: (например, действующие законодательные положения), «новое» (например, изменения и дополнения к законам), «будущее» (что из этого получится?). При разделении элементов на составные части вы почти автоматически натолкнетесь на названия разделов доклада. По известной формуле доклад можно разделить и на следующие элементы: «привлечь внимание», «предложить информацию», «вызвать дискуссию», «побудить к действиям». Иногда данный метод называют также «морфологическим ящиком». Но как бы его ни обозначали, важно, что в работе он чрезвычайно полезен. Хорошо, если бы и вы им пользовались.

Анализ «проблемного поля».

Вам необходимо выступить с рефератом, написать статью для журнала, провести рекламную кампанию, организовать внедрение нового издания, подготовить переезд мастерской в новое здание, набросать сценарий к видеофильму о фирме, основать филиал… Проблемы, проблемы, проблемы!

Конечно, найдется кто-то, кто, заточив карандаш, сядет за стол и быстро набросает концепцию, наметит важнейшие пункты. Однако большинство столкнется при этом с серьезными трудностями.

Иногда за деревьями не видят леса. Не знают, как к проблеме подступиться. Бывает также, что в голове вертится навязчивая идея, которая оттесняет все другие.

Что делать?

Здесь вы познакомитесь с почти универсальным средством, которое сводит на нет возможные ошибки.

Возьмите большой лист бумаги, разделите его на столбцы и строки. Оставьте наверху место для обозначения проблемы или темы, которую вы должны разработать. Над первым левым столбцом напишите

«ЭЛЕМЕНТЫ», над оставшимися — «СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ». Дальше все пойдет само собой.

Похожие записи